26 апреля 2011 г.


«Большая Игра» на «Большом Востоке» - 2 (продолжение)

Источник:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЗДЕСЬ


Продолжаем заседание нашего «Круглого стола», посвященного анализу событий, происходящих сейчас на Ближнем Востоке. Позиции наших экспертов уже вызвали оживленную дискуссию в политологическом сообществе. Но если на прошлой нашей встрече мы ставили вопросы, ориентированные в будущее, - например, какова судьба Большого Ближнего Востока - то сегодня мы все-таки вернемся к анализу причин, породивших политические катаклизмы арабского мира.


Сегодня эти вопросы обсуждают эксперты нашего интернет-издания NET-FAX - NET-ФАКС


В дискуссии приняли участие:
 
Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при президенте Азербайджанской Республики
Гаспар Эдуардо, специалист по проблемам мировой энергетики и геоэкономики (Бразилия)
Александр Васяк, генерал-майор Вооруженных Сил Азербайджана. Военный эксперт
Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист



Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
- Если отвлечься от эмоций, нагнетаемых СМИ относительно событий в Магрибе и арабском мире, тогда можно осмыслить и проанализировать, что там в реальности происходит. По большому счету еще не очень понятно: а что именно глобально изменилось там? К примеру, в Египте волна беспорядков схлынула, и у власти одни генералы сменили других. В Тунисе - пока сидят те же люди из той же группы, того же мышления, а по возрасту даже старше чем был президент Бен Али.
Что касается Ливии - тут все совсем непонятно, однако, чем дальше, тем меньше ожиданий, что Каддафи свергнут. Скорее всего, идет торг с Каддафи и, в частности, США не выражают особого рвения поддерживать повстанцев, которых, скорее всего, в итоге сдадут на съедение властям Ливии.

Гаспар Эдуардо, специалист по проблемам мировой энергетики  и геоэкономики  (Бразилия):
- Мне кажется, что Запад определился со своими политическими предпочтениями. Или очень близок к этому. Я считаю знаковой статью французского дипломата, бывшего заместителя генсека ООН по миротворческим операциям Жан-Мари Гуенно, опубликованную не где-нибудь, а в The New York Times. Автор советует Европе и США отбросить иллюзию, будто в арабском мире все решает борьба умеренных с фундаменталистами, и начать переговоры с Хамасом и Хизбаллой. Позволю себе процитировать эту любопытную программу: «Приоритетная задача - привлечь «Братьев-мусульман» и родственные им организации в политический мейнстрим вместо того, чтобы пытаться их изолировать».
Фундаменталисты уже работали на США в 80-ые годы в том же Афганистане. Почему бы их снова не пристегнуть к своей упряжке? И если какой-то «политический мейнстрим» в этих событиях все-таки прослеживается, то Каддафи как арабский националист с социалистическим уклоном должен уйти с политической сцены.

Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при президенте Азербайджанской Республики:
- Из истории  мы знаем, что древнеримский сенатор Катон-старший любое свое выступление заканчивал восклицанием: «Карфаген должен быть разрушен!». То же самое делают сейчас западные политики первого эшелона. С их позиции Каддафи нельзя оставлять у власти, прежде всего потому, что столь харизматичная личность будет служить символом сопротивления процессу глубокого переформатирования всего Большого Ближнего Востока. «Революции» арабской улицы действительно забуксовали в ливийских пустынях. И я согласна с тем, что Запад решил сделать ставку на политиков крайних религиозных убеждений.
Это не так сложно, как кажется. Уже упомянутый  Жан-Мари Гуенно предостерегает Запад: «Чем больше мы пытаемся противопоставить секулярные силы исламистским движениям, тем менее вероятна победа секулярных ценностей». Если переводить это выражение с языка политической конфликтологии на обычный язык, то звучать оно будет так: «Чем меньше мы обращаем внимание на религиозные убеждения протестантов, тем лучше и для них, и для нас». Западный обыватель, для которого и предназначены любые пропагандистские штампы, воспринимает всех протестантов как носителей демократических ценностей. В этом его, кстати, должны убедить  разноцветные трогательные галстуки, в которых представители мятежного Бенгази щеголяют в приемных западных политиков, ожидая, что на их банковские счета будут переведены «замороженные» деньги Ливийской Джамахирии.

Александр Васяк, генерал-майор Вооруженных Сил Азербайджана. Военный эксперт:
- А я не исключаю такой поворот, что Запад, скрепя сердце, вынужден будет согласиться на переговоры с Каддафи. Военные хорошо усвоили одно из положений крупного военного теоретика, итальянского маршала Этторе Бастико: «В воздушной войне, если противник не хочет дать себя найти, ему не нужно делать ничего иного, как оставаться на земле. Если сильнейшему следует искать противника, чтобы разбить его, где бы он не встретился, то слабейшему выгодно не дать себя найти именно для того, чтобы не дать себя разбить». И Каддафи старается себя ничем не обнаружить, нанося, тем не менее, разительные удары повстанцам, в том числе и авиацией. Естественно, когда небо чисто от натовских самолетов.
В этих условиях, в полном соответствии с пентагоновской концепцией «глобального воздействия с воздуха», США должны приступить к массированным бомбардировкам. Конечно, это  дорого и никак не вяжется с идеями «гуманитарной интервенции». Но любые «точечные» удары и применение беспилотников «Predator» перелома в этой очередной «странной войне» не принесут. Широкомасштабная наземная операция войск НАТО тоже пока представляется гипотетической, как и раздел Ливии на Запад и Восток. Поэтому, возможность тайного диалога Запада с Каддафи я совершенно не исключаю.

Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
- Я хотел бы вернуться к причинам ближневосточных потрясений. О них мы, скорее всего, узнаем позже, а пока видны последствия: каким-то внешним силам позарез нужно было создать хаос в транзитном регионе от южных берегов Средиземного и Красного моря  до Персидского Залива. По поводу причин и закулисных заказчиков всего этого, довольно аргументировано недавно высказался исламский богослов, общественный деятель Али Вячеслав Полосин. По его мнению, инициатором смуты стал небезызвестный политтехнолог, «отец цветных революций», миллиардер Джордж Сорос. При этом Сорос действует не один, а вместе с богатейшим финансовым кланом Ротшильдов. Интернет-ресурс PuppetWorld опубликовал материал, в котором утверждается, что за событиями в Северной Африке стоит известный финансовый клан Ротшильдов, базирующийся в Лондоне, опирающийся на европейские элиты и конкурирующий с рокфеллеровским  «Chase Manhattan Bank» в Нью-Йорке. Конкуренция между ними является на самом деле причиной многих серьёзных событий на мировой арене.
Мотивом, проводимых с помощью фондов Сороса кланом Ротшильдов «цветных революций» в Магрибе и арабском мире, является желание уничтожить своих потенциальных конкурентов - исламские банки. В условиях мирового финансового кризиса западной банковской сферы и утраты доверия к банкам-ростовщикам, мусульманские банки получили дополнительный импульс к развитию и росту, они гораздо стабильнее западных финансовых учреждений.
Благодаря участию мусульманских банков в рисках своих клиентов, когда они становятся, по сути, их компаньонами, сотоварищами по бизнесу, они реально способны переманить к себе большое число клиентов и, в первую очередь, в Европе, где мусульманское население увеличивается. Таким образом, крупнейшие европейские банковские дома и, в первую очередь - Ротшильды, оказались перед угрозой потери своих прибылей. Нынешние арабские «революции» совершаются под предлогом установления демократии и свержения деспотов, но их реальной целью является создание хаоса и вакуума руководства для того, чтобы затем предложить экстренное решение: привести к власти в арабских странах марионеток, послушных финансовым воротилам Европы.
Дело в том, что все это по большому счету и не нужно было США, которые в странах арабского мира более 30 лет держали все под контролем посредством своих выдвиженцев во власти. Однако, неожиданные маневры Сороса и Ротшильдов - представителей европейского капитала, нанесли урон американским позициям в странах Магриба и арабского мира. Я думаю, сейчас США не смогут особо противостоять этим событиям и изменениям, поскольку американский взгляд сегодня устремлен на Ирак, Афганистан и сильно прикован к Ирану.

Гаспар Эдуардо, специалист по проблемам мировой энергетики  и геоэкономики  (Бразилия):
- Я думаю, что США никогда не отказывались от идеи взять под свой контроль Большой Ближний Восток, точно так же, как они не отказываются «навести порядок на своем заднем дворе», т.е. в Латинской Америке. Правда, она, кажется, попала во вторую очередь.
Совсем не отрицаю интересов Сороса и дома Ротшильдов в событиях на «арабской улице». Но, на мой взгляд, подобного взрывного эффекта можно достичь только синергетическими усилиями, т.е. одновременным воздействием на болевую точку с разных позиций.
Вспомним свержение правительства Национального Единства в Чили. Против Сальвадора Альенде и его сторонников играли разные силы. Тот же «Chase Manhattan Bank» Дэвида Рокфеллера, транснациональные компании во главе с приснопамятной  ITT, часть католической церкви, конечно же ЦРУ, правые партии, фашиствующая верхушка силовых структур. Но был задействован и фактор национального протеста. Правда, гораздо меньший по своему потенциалу, чем в сегодняшнем арабском мире. Печально знаменитые «марши пустых кастрюль» - это чилийское изобретение. Ну, а когда началась инспирированная извне забастовка водителей грузовиков, то против левого правительства Чили выступили и достаточно широкие круги населения, требовавшие от Альенде благоденствия «здесь и сейчас». Думаю, что похожая картина происходила и в арабском мире, который к тому же давно и жестоко разочаровался в своих руководителях.

Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при президенте Азербайджанской Республики:
- Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что в эти дни происходит в Сирии. На прошлой неделе президент Асад объявил, что после отмены чрезвычайного положения у сирийцев просто не останется поводов для демонстраций. Но протестная волна, кажется, только нарастает. И не стоит отрицать, что самой мощной ее составляющей является ортодоксальное салафитское движение, явно направленное против правящего алавитского меньшинства, выступающего единственным союзником Тегерана. Да, Сирию называли «Северной Кореей арабского мира», но эта страна достигла куда более высокого уровня жизни, чем КНДР. И в 70-80-х годах она уверенно, хотя и жестоко, справилась с попытками фундаменталистов опрокинуть правящий режим. Ныне эти попытки повторяются с грандиозным размахом не только в Сирии. Едва ли не общим мнением политологов стала такая позиция: «Сирия, Ливан, Бахрейн, Йемен, Мавритания - превратились в арену  открытого противоборства между Саудовской Аравией и Ираном». Это три года тому назад Ахмадинеджад утверждал, что обе страны «выступают против раскола среди мусульман», а сами «мусульмане должны быть проницательны, мудры и бдительны». Сегодня же Тегеран и Эр-Рияд полярно разошлись.
Конечно, у определенных сил на Западе есть желание столкнуть эти две региональные сверхдержавы. И дело не только в межрелигиозном измерении. Существует более масштабное геополитическое соперничество между Саудовской Аравией и Ираном, которое длится уже несколько десятилетий и крайне обострилось после падения режима Саддама Хусейна в Ираке, а теперь вот и событий в Бахрейне, Йемене и Сирии. Вопрос их столкновения, подобного ирано-иракскому конфликту, Запад держит в уме, как формулу окончательного разрешения иранской проблемы.

Александр Васяк, генерал-майор Вооруженных Сил Азербайджана. Военный эксперт:
- Мне кажется, сегодняшнее заседание только укрепило наше общее мнение, что Запад не может представить более или менее определенный формат Большого Ближнего Востока без разрешения иранской проблемы. И я согласен с тем, что стремление столкнуть лбами Тегеран и Эр-Рияд может превратиться в оперативную задачу соответствующих западных служб. На чьей стороне будут симпатии Запада - говорить излишне. Уже недалек тот день, когда в Саудовскую Аравию будут поставлены десятки военных самолетов и вертолетов, включая 84 истребителя Ф-15, 70 вертолетов Apache, 72 вертолета Black Hawk и 36 вертолетов Little Bird. Подобные закупки могут свидетельствовать о гипотетической возможности проведения наступательной операции Саудовской Аравией против нашего южного соседа. Тем более, что причины для ее обоснования всегда найдутся.
Но, как не покажется кому-то странным, я исключаю возможность широкомасштабной войны между этими двумя странами, борющимися за региональное лидерство. Вспомните отношения между СССР и США на пике холодной войны. Они, фактически, вели ограниченные боевые действия друг против друга на чужой территории и, зачастую, чужими руками - в Корее, во Вьетнаме, Афганистане, Эфиопии и других горячих точках. Но никогда не вступали в открытое военное противостояние. Слишком велики были риски.
Саудовская Аравия и Иран находятся на подъядерном уровне, но и для них риски, порожденные прямым столкновением, - чрезвычайны. Их невозможно просчитать, а последствия такого конфликта невозможно предвидеть. Поэтому, я считаю, что ситуация на Ближнем Востоке будет накаляться, но до войны лидеров региональных держав дело не дойдет и Западу придется своими силами выбираться из ближневосточного «капкана», в который он уже попал, независимо от того, кто и зачем его поставил.

Аналитический отдел
NET-FAX - NET-ФАКС 

Комментарии: